AI-ассистент
Обучается на данных из ваших бизнес-процессов в закрытом контуре
Тендеры, работа с закупками, портал поставщика
ITIL, техподдержка, услуги для сотрудников, портал самообслуживания
Корпоративное хранилище и платформа для обмена файлами
Набор инструментов
коробочное решение
скоро на сайте
Отраслевые решения
Отделы
Портал для приёма заявок, база поставщиков, анализ коммерческих предложений
Автоматизация ПИР, база знаний и практик, шаблоны документов, согласования и подписи
Управление проектами, подбор исполнителей, планирование, контроль выполнения задач
ServiceDesk и HelpDesk, база знаний, контроль сроков реагирования
Отдел закупок
Портал для приёма заявок, приоритезация, уведомления и закупки
Авторасчёт зарплат, сводная финансовая отчётность, автоматизация управленческого учёта
Юридический отдел
Корпоративный портал, интеграция с 1С:ЗУПП, автоматизация приёма, онбординга, увольнения
Контроль производства, проектов, портал дистрибьютора, ЭДО и архив
ИТ-отдел
Отдел поддержки
скоро на сайте
скоро на сайте
АХО
скоро на сайте
скоро на сайте
скоро на сайте
скоро на сайте
скоро на сайте
Финансовый отдел
HR-отдел
С чего начать
Справочные материалы
Вопросы и ответы
Набор инструментов
AI-ассистент
скоро на сайте
скоро на сайте
Отраслевые решения
О компании
Миссия и ценности
Руководители 
скоро на сайте
скоро на сайте
скоро на сайте
Отдел закупок
Юридический отдел
ИТ-отдел
Отдел поддержки
АХО
Финансовый отдел
HR-отдел
Отделы
Первая Форма — полезные статьи и обновления системы

Диаграмма Ганта, базовые планы, автоматизация задач. Обзор нового проектного управления в «Первой Форме»

Полезные статьи
Часто менеджеры проектов работают в двух системах — MS Project для планирования задач и, например, Jira для их исполнения, — и переключаются между ними. В этом случае они вручную или с помощью дополнительных плагинов синхронизируют данные и узнают статусы у исполнителей в третьем решении — мессенджере.
В «Первой Форме» вся работа над проектом и связанные процессы объединены в одной системе так, чтобы вам не пришлось переключаться между несколькими продуктами. Рассмотрим её функции подробно.
Эта статья — о редакторе, с помощью которого можно планировать сроки и задачи

Это лишь часть возможностей, которые есть в системе для управления проектами. Больше информации мы собрали на отдельной странице.
Перейти к проектному управлению

Инлайн-планирование без модальных окон и обязательных полей

Максимально в проекте можно создать 10 тыс. задач. Это можно сделать многократным нажатием одной кнопки, заполнить названия, срок и связи также можно из проектного интерфейса.
Создание задач в проектном интерфейсе
После клика по кнопке «Создать» автоматически становится активно поле названия
Управлять задачами можно как из табличной части интерфейса, так и с диаграммы Ганта. Например, объединить задачи в группу можно перетаскиванием строк, а задать сроки — растягиванием соответствующей полосы на таймлайне. Гант по умолчанию открывается по масштабу проекта и масштабируется от часов до лет.
Изменение сроков задачи на диаграмме Ганта
При изменении сроков на Ганте данные в табличной части обновляются в онлайн-режиме
В проекте можно задать четыре вида связей:
  • от конца задачи 1 к началу задачи 2 — зависимая задача 2 не начнётся, пока не завершится задача 1;
  • от начала задачи 1 к началу задачи 2 — задача 2 не начнётся, пока не стартует задача 1;
  • от начала задачи 1 к концу задачи 2 — зависимая задача 2 не завершится, пока не начнётся задача 1;
  • от конца задачи 1 к концу задачи 2 — задачу 2 можно будет закрыть только после окончания задачи 1.
Также можно установить зависимость одной задачи от нескольких: например, производство нового продукта не запустится, пока не будут выбраны поставщики сырья и разработана маркетинговая кампания.
Связи между задачами влияют на автоматическое планирование: если начать перемещать по таймлайну одну задачу, все зависимые также будут двигаться. Также есть отдельное свойство «Старт проекта» — в нём можно установить дату начала, и первые задачи подвинутся к ней.
Построение связи на диаграмме Ганта
В зависимости от того, какую связь вы установили, Гант автоматически переместит полосу задачи по таймлайну. Например, к концу зависимой задачи, как на картинке
В проекте можно проставить Вехи — задачи без длительности. На диаграмме Ганта они будет обозначены «ромбом». Для вех также задаются зависимости и дополнительные условия, о которых мы поговорим далее в отдельном блоке.
Установка вехи на диаграмме Ганта
Вехи также выделяются по цвету. Задать цвета можно в отдельном проекте и во всей системе. Тогда палитра проекта будет ей соответствовать

Базовые планы и версии проекта

В системе есть возможность сохранить четыре базовых плана, которые можно вывести на проектный интерфейс по одному или вместе. Тогда при изменении текущего плана система будет подсвечивать расхождения:
  • красным, если показатели проекта при таком изменении становятся хуже;
  • зелёным, если вариант из текущего плана эффективнее базового.
Сохранение и отображение базовых планов в проектном управлении
В будущем в проектном управлении появится возможность установить 10 базовых планов
Базовые планы можно также править в табличной части и пересохранять. Если нужно отправить вариант на согласование, такой план можно заблокировать для редактирования. После получения акцепта на нём появится отличительный маркер.
Кроме того, вы можете создать в рамках одного проекта другую «Версию». Отличие между базовым планом и версией в следующем:
  • базовый план сохраняет даты, сроки и продолжительность, не меняя состав задач;
  • версия сохраняет отдельный набор задач и базовые планы для них.
Чтобы уложиться в согласованное расписание, в проектном управлении от «Первой Формы» есть критический путь. Задачи, которые ему соответствуют, подсвечиваются на Ганте красным цветом.
Отображение критического пути на диаграмме Ганта
Задачи из критического пути сильнее всего влияют на общую длительность проекта

Большой набор ограничений и условий

Проектное управление на базе «Первой Формы» подходит для долгосрочных проектов с сотнями задач. Для гибкости вы можете настраивать дополнительные условия автопланирования. Например, зафиксировать:
  • длительность в днях, и тогда трудозатраты на неё не повлияют;
  • трудозатраты в часах, и тогда срок может быть любым;
  • единицы в рублях, и тогда система подстроит срок и трудозатраты под бюджет и выбранные ресурсы.
Выбор типа планирования для проектных задач
Также можно установить дату, с которой начнет действовать ограничение задачи. Это позволяет гибче планировать проект и точнее фокусировать исполнителей
Вы можете задать запаздывание по дням между двумя связанными задачами, и тогда подвинуть зависимую задачу на более ранний срок не получится, и раннее начало и окончание, если вы планируете выполнить действие досрочно.
Кроме того, в системе есть восемь видов ограничений:
  • старт «как можно позже» и «как можно раньше» — гибкое расположение задачи в хронологии проекта.
  • фиксированное начало и окончание — строгие дедлайны задач.
  • старт «не позже» и «не раньше» — гибкое начало с пределом по сроку.
  • окончание «не позже» и «не раньше» — гибкий дедлайн.
Установка ограничений на проектные задачи
Если выставить ограничение «как можно позже», задача переместится в конец проекта
Здесь также действует автоматизация массовой работы — если вы решите что-то подвинуть, все связанные задачи тоже переместятся. Ограничения тоже учитываются — система подсвечивает конфликты планирования и выдаёт предупреждение.
Сейчас в системе можно настроить производственный календарь для всей компании. Он учитывается при распределении ресурсов и планировании сроков задач в проекте, а также при исполнении и в автоматизациях производственных задач.

Заполнение ресурсов и показателей из проектного интерфейса

В «Первой Форме» есть две точки планирования ресурсов: в фактических задачах и в проектном управлении. Проектное управление — это множество планов, которые могут конфликтовать между собой на этапе проектирования. Эти конфликты можно заметить в фактических задачах в системе при утверждении проекта и заполнении плановых часов.
Вы можете указать множество ресурсов и процент их загрузки в рабочий день — например, по полдня каждый день. Также можно установить конкретного исполнителя-ответственного.
Окно выбора ресурсов в проектном управлении
Ресурсами в проекте можно назначить должности, аудитории, технику и многое другое. Для каждого ресурса можно задать ставку, стоимость аренды и другие параметры
При этом если вы решите забукировать, условно, 900 часов одного ресурса на три дня, система выдаст предупреждение об овербукинге и предложит или пересмотреть сроки, или добавить на задачу другие ресурсы.
В проекте можно указать риски для каждой задачи: маленькие, средние и большие. В зависимости от них система подсвечивает задачу.

Согласование и исполнение проекта

Перед запуском вы можете утвердить версию проекта и зафиксировать её состояние. Для каждой задачи прописываются плановый и фактический процент выполнения, между которыми рассчитывается разница на конкретную дату. Например, если вы забронировали 40 часов разработчика на пять рабочих дней, он списал уже 24, а задача выполнена на 0%, значит, что-то идёт не так и нужно вмешаться.
Подсказка с процентом выполнения задачи на диаграмме Ганта
В Ганте, кроме процента выполнения, также отображается задержка по старту и окончанию задачи вплоть до секунд. В зависимости от неё вы можете перепланировать проект или добавить ресурсы, чтобы сократить разрыв
Текущие и плановые показатели завершения проекта тоже можно отобразить на диаграмме и в табличной части. В этом случае на ресурсных колонках появится бейдж с показателем отставания. Так вы сможете быстро отследить проблемы, без скроллинга задач и поиска по Ганту. И если в других системах это нужно отдельно настраивать, в «Первой Форме» отставания доступны по умолчанию.
Если план и факт сильно расходятся, можно изменить всю вторую половину проекта и утвердить её заново. Тогда при изменении сроков система покажет все заданные предупреждения и автоматом перенесёт связанные задачи. После отправить версию руководителю можно одной кнопкой.

Заведение производственных задач в BPM-системе и фиксация фактических показателей

«Первая Форма» — система для автоматизации всех бизнес-процессов и потоков задач компании. Вы можете перенести задачи из проекта в систему, и они распределятся по всем вовлечённым отделам на конкретные даты и ресурсы.
При настройке процессов вы можете задать автоматическое заполнение полей, сроков, исполнителей и слотов в их календарях. Также можно автоматизировать приоритеты, бюджет, трудозатраты, тип задач и проекта. Карточка при этом будет связана с задачей в проектном интерфейсе, а обновлять план и фактические задачи можно по кнопке.
Экспорт задач из пранирования в производственную часть
Синхронизация плановых и фактических задач проходит в фоне
В карточках задач исполнители могут обсуждать детали, созваниваться с руководителем и вносить фактические трудозатраты. Они автоматически подтянутся в сам проект, чтобы вам были доступны актуальные статусы. Если сотрудники забывают фиксировать потраченное время, из проектного интерфейса можно разослать автоматическое напоминание.

Гибкие настройки доступа

В «Первой Форме» можно настроить права доступа к разделам системы и карточкам задач вплоть до отображения контента в полях. Проекты не исключение — вы можете выдать право на просмотр и редактуру как всей сущности, так и версий и производственных задач.
При этом любые правки проекта можно отследить в истории изменений. В интерфейсе есть сохранённые версии, которые позволяют перейти на предыдущие шаги. Если нужно откатить всё до ранних вариантов плана, это также можно сделать из истории.
В самой BPM-системе производственные задачи также можно гибко настроить по доступам. Пользователям можно разрешить просматривать или редактировать все задачи отдела, конкретные карточки и определённые поля в них.
Выдача доступов в BPM-системе
Права можно выдавать массово, для этого в системе можно создать отдельные группы

Будущие обновления: планирование с учётом разных календарей

В будущем появится возможность заводить разные производственные календари-графики одновременно для разных групп сотрудников:
  • классический 5/2;
  • график 2/2 с плавающей датой первого рабочего дня;
  • разное начало рабочего дня.
Также появится представление ресурсов в разрезе исполнителей (ресурсов) по часам на день.

Вместо итогов

Вся логика проектного управления в системе основана на кейсах клиентов, которые ранее работали в MS Project. Менеджеры могли только планировать проекты в отрыве от исполнителей. Эта логика быстрого проектирования сохранена в системе в тесной связи с BPM-процессами и глобальным планом.

Проекты из Project можно импортировать в «Первую Форму». Для этого нужно:

  • взять файл вашего проекта в формате .mpp;
  • в проектном редакторе «Первой Формы» нажать «Импорт».

Если вам нужно отправить проект внешним пользователям, его можно экспортировать в PDF и Excel.