Дорожная карта или roadmap — это способ визуального представления стратегии проекта, где отражаются цели, этапы, сроки и ответственные. Её используют, чтобы показать команде и стейкхолдерам график работы над проектом, основные вехи и желаемые результаты работы.
Создавать такую карту и использовать её в работе — важный навык для любого менеджера, руководителя проекта или продукта. Рассказываем, как это делать, на реальных примерах из проектной деятельности компаний, и делимся собственным опытом разработки карт.
Содержание
Кто, где и как использует roadmap
Дорожная карта — это основной документ руководителя проекта или продукта. Её цель — донести главные идеи до команды, чтобы она не сбилась с намеченного курса.
— Чаще всего карту используют на проектах, где задействовано несколько исполнителей. Например, над созданием мобильного приложения трудятся аналитики, разработчики, дизайнеры и тестировщики, — объясняет директор департамента проектной деятельности «Первой Формы» Юлия Пуртова. — Каждая команда работает автономно и у каждой собственные задачи. Однако все они придерживаются стратегии, прописанной в карте.
Роудмэп могут применять команды, отделы и департаменты — для формирования контрольных точек по определённому проекту, а также компании и корпорации — для формирования стратегических целей. Однако нужно понимать, что карта нужна не всем. Если проект небольшой, то в ней нет необходимости.
Дорожные карты особенно популярны в IT-компаниях — их применяют для разработки и развития продуктов. Но это далеко не единственная отрасль, где используют подобный инструмент. Остановимся ещё на четырёх примерах:
— Чаще всего карту используют на проектах, где задействовано несколько исполнителей. Например, над созданием мобильного приложения трудятся аналитики, разработчики, дизайнеры и тестировщики, — объясняет директор департамента проектной деятельности «Первой Формы» Юлия Пуртова. — Каждая команда работает автономно и у каждой собственные задачи. Однако все они придерживаются стратегии, прописанной в карте.
Роудмэп могут применять команды, отделы и департаменты — для формирования контрольных точек по определённому проекту, а также компании и корпорации — для формирования стратегических целей. Однако нужно понимать, что карта нужна не всем. Если проект небольшой, то в ней нет необходимости.
Дорожные карты особенно популярны в IT-компаниях — их применяют для разработки и развития продуктов. Но это далеко не единственная отрасль, где используют подобный инструмент. Остановимся ещё на четырёх примерах:
- На производстве менеджеры проектов могут её использовать для вывода новой продукции на рынок, развития продукта, модернизации оборудования или внедрения систем управления качеством. Это помогает распределять ресурсы, оптимизировать бюджет, координировать команды и управлять рисками.
- В розничной торговле роадмап можно использовать для открытия новых торговых точек. С помощью него менеджеры по развитию контролируют этапы запуска новых магазинов и следят за сроками.
- В строительной отрасли проджект-менеджеры могут использовать карту для координации ресурсов и сроков по строящимся объектам. Это помогает контролировать все этапы строительства и предусматривать возможные задержки по срокам.
- В госструктурах чиновники могут использовать этот инструмент для реализации госпрограмм, которые рассчитаны на несколько лет. Это помогает управлять ресурсами, сроками и следить за достижением целей.
Пример управления длительной госпрограммой вы можете изучить в кейсе проекта «Цифровая экономика РФ».
Он охватывал пять направлений развития экономики и технологий. По каждому из них был создан roadmap: выделены цели и задачи, намечены ключевые вехи. А на его основе разработан комплекс из 800 мероприятий, взаимосвязанных по срокам.
Изучить кейс подробнее
Как выглядит roadmap: реальные примеры
Стандартный роадмап выглядит как таблица с дедлайнами и задачами, которые выделены определённым цветом — это самый простой способ визуализации.
Ещё он может представлять собой инфографику или более сложные ментальные карты, которые демонстрируют связи между этапами и целями с ходом работы. Создать всё это можно с помощью офлайн-приложений, специализированных онлайн-сервисов или систем для управления проектами.
Давайте посмотрим, как могут выглядеть реальные дорожные карты:
Ещё он может представлять собой инфографику или более сложные ментальные карты, которые демонстрируют связи между этапами и целями с ходом работы. Создать всё это можно с помощью офлайн-приложений, специализированных онлайн-сервисов или систем для управления проектами.
Давайте посмотрим, как могут выглядеть реальные дорожные карты:
Чем полезна дорожная карта
Роадмап позволяет создать проектный план, облегчает коммуникацию в команде и помогает стейкхолдерам следить за развитием проекта.
Стейкхолдеры — это заинтересованные стороны в проекте; они могут внутренними: владельцы, акционеры, руководители компании, сотрудники, а могут быть внешними: клиенты, инвесторы, партнёры, госорганы и общественность.
Если на каком-то этапе сдвинулись дедлайны, руководитель проекта отражает все изменения на карте. Соответственно, остальные участники, исходя из этого, могут подкорректировать собственные графики.
Такие стейкхолдеры, как руководитель компании, клиент, партнёр или инвестор, могут изучить роадмэп и узнать, как двигается процесс. Что, в свою очередь, не отвлекает команду от выполнения задач.
Некоторые компании публикуют дорожные карты на своих сайтах, чтобы аудитория могла ознакомиться с их планами на развитие продуктов. Так, польская игровая компания CD Project RED в 2021 году выпустила роадмап игры Cyberpunk-2077. Это было сделано, чтобы их аудитория могла узнать о планах на исправление недочётов, которые заметили пользователи после релиза продукта.
Разбираемся в отличиях: дорожная карта, план проекта и диаграмма Ганта
Дорожную карту, план проекта и диаграмму Ганта часто путают, ведь у них много общего. Но дьявол кроется в деталях.
Дорожная карта задаёт общую стратегию проекта, не разбивая этапы на задачи. Она определяет глобальные цели и является основой для разработки проектного плана.
План проекта или календарный план-график — следующий этап после карты, где подробно расписываются задачи.
Диаграмма Ганта помогает проиллюстрировать дорожную карту и проектный план. Состоит она из двух осей: по вертикали располагаются задачи, по горизонтали — сроки. С помощью диаграммы удобно контролировать глобальные цели, задачи, их последовательность и дедлайны.
Где разработать роадмап
Сегодня на рынке представлено множество инструментов, с помощью которых можно создать дорожную карту. При выборе советуем учитывать, что зарубежные приложения и сервисы могут в любой момент покинуть российский рынок.
Остановимся подробнее на популярных:
- Excel, Google Sheets, Яндекс.Таблицы. С помощью этих приложений roadmap можно разработать с нуля, а в Google Sheets ещё можно использовать шаблон диаграммы Ганта. Таблицы подойдут для первого знакомства с дорожной картой и небольших проектов. Лучше использовать онлайн-приложения — это повысит качество коммуникации в команде, а участники проекта смогут вносить корректировки по своим этапам в любой момент.
- PowerPoint, Google Slides, Яндекс.Презентации. Презентации отлично подойдут для того, чтобы продемонстрировать карту заказчику, партнёру или инвестору. Шаблонов нет, создать роадмап можно с нуля. Также советуем использовать онлайн-приложения.
- Miro. Интерактивная онлайн-доска для совместной работы команды. Карту здесь можно создать с нуля или с помощью шаблона. Подойдёт как для небольших, так и для более масштабных проектов. Пользоваться сервисом можно бесплатно и по подписке от 8 $ за одного участника команды. Стоимость зависит от опций. Например, в бесплатной версии вам будут доступны только три доски, а в любой из платных — неограниченное количество.
- ProductPlan. Этот инструмент позволяет планировать и обсуждать план продукта. Здесь роадмап тоже можно создать с нуля или используя шаблоны. Подойдёт для небольших и более масштабных проектов. Сервис доступен по подписке — от 39 $ в месяц, бесплатный тестовый период составляет 30 дней.
- Roadmunk. Специальный сервис для создания дорожных карт — их можно создавать с нуля или используя шаблоны. Подойдёт для небольших и крупных проектов. Инструмент доступен по подписке — от 19 $ в месяц, бесплатный тестовый период — 14 дней.
- «Первая Форма» — российская система для автоматизации бизнес-процессов, где можно управлять проектами. Создать роадмап можно с помощью диаграммы Ганта и канбан-доски — необходимые шаблоны вы настраиваете под себя. При этом функциональность системы более широкая — на основе дорожной карты вы можете сразу создать детальный план и начать управление проектом. На одном проекте вы можете создавать неограниченное количество задач, управлять ресурсами команды, контролировать дедлайны, следить за показателями на дашбордах и общаться с коллегами через мессенджер и видеоконференции.
Как разработать дорожную карту: пошаговая инструкция от «Первой Формы»
Дизайн-директор «Первой Формы» Максим Тимонов часто разрабатывает роадмапы для клиентов компании. Вот его пошаговая инструкция на примере проекта по редизайну приложения SkolCity:
1) Выберите инструмент. В зависимости от масштабности проекта, доступности сервиса на территории России и ваших личных предпочтений выберите инструмент для создания карты.
2) Определите цели проекта. Они зададут направление к достижению результатов. Например, цель обновления мобильного приложения «SkolCity» — оптимизация управления сервисами «Сколково» с удобным поиском для клиентов.
3) Разбейте проект на этапы. Но не слишком уходите в детали. Иначе это уже будет проектный план. UX-редизайн мобильного приложения SkolCity состоял из трёх этапов:
- разработки модуля каталога;
- обновления главной страницы;
- обновления личного кабинета.
4) Определите сроки для каждого этапа. Сроки зависят от того, какую модель управления проектом вы выбрали — гибкую (Agile) или каскадную (Waterfall).
В гибкой модели этапы могут выполняться параллельно, а в процессе можно вносить изменения. В каскадной — напротив — этапы выполняются последовательно, менять что-то можно только после релиза продукта.
Команда «Первой Формы» заранее проработала все детали, поэтому модель Waterfall стала оптимальным вариантом для управления обновлениями софта SkolCity.
5) Назначьте ответственных. Необязательно прописывать каждого участника, достаточно будет руководителя какого-то направления или отдела. В обновлении каталога SkolCity за бэкенд софта отвечал отдел разработки, а за мобильную разработку — отдел мобильных решений. И у каждой из этих команд были собственные задачи.
Как сделать так, чтобы роадмап работал: пять лайфхаков от «Первой Формы»
Дорожную карту разрабатывают не для галочки, она должна стать вашим главным помощником в управлении проектом и оптимизации процессов.
1) Оцените цели проекта и прозрачность карты. Все участники должны понимать цели и критерии успешности проекта.
2) Не углубляйтесь в детали. Помните, что это стратегический инструмент, общая картина. Для деталей используйте проектный план.
3) Следите за актуальностью. На постоянной основе пересматривайте карту и обновляйте данные, если на отдельных этапах не удаётся выполнить задачи в срок.
4) Управляйте рисками. Обсуждайте их с командой на стадии планирования проекта, оценивайте вероятность, снижайте влияние и следите за планом работы с ними.
5) Коммуницируйте с командой. Встречайтесь с участниками, чтобы убедиться, что все видят проект одинаково.
FAQ
Что такое роадмап?
Общая картина проекта. Визуальное представление стратегии, где отражаются цели, основные этапы, ответственные и дедлайны.
В чем польза роадмап?
Помогает разработать проектный план и создаёт единую картину для всех участников.
Как разработать роадмап?
Выберите инструмент для создания карты, определите цели проекта, разбейте его на этапы, установите дедлайны по каждому из них и назначьте ответственных.
Где разработать роадмап?
Лучше использовать онлайн-инструменты, но советуем выбирать отечественные аналоги, так как зарубежные сервисы могут покинуть российский рынок в любой момент.
Ищите замену MS Project, Jira и ClickUp? Управляйте проектами и командой в «Первой Форме», общайтесь в мессенджере и по видеосвязи.
Попробовать