22
Фев
2022

Интервью генерального директора «Первой Формы» Дениса Селезнева TAdviser о рынке мобильных приложений для B2B

Эксперт рассказал о важных характеристиках мобильного приложения для бизнеса и о возможностях продукта собственной разработки 1F Mobile.

TAdviser: Продажи мобильных приложений в России уже в 2019-м были больше $1 млрд., согласно некоторым данным, и с наступлением пандемии рынок наверняка только вырос. Каким Вам видится российский рынок мобильных приложений для бизнеса сегодня?

Денис Селезнев: Давайте разберемся для начала, что такое мобильное приложение для бизнеса, и, соответственно, как маркетологи оценивают емкость этого рынка. Мобильное приложение может быть средством взаимодействия с конечными клиентами — для компаний, работающих на рынке B2C. Например, для ведущих сотовых операторов или крупнейших игроков больших рыночных экосистем, которые посредством мобильных приложений взаимодействуют с потребителями своих услуг. И если мы оцениваем рынок мобильных приложений для бизнеса с учетом этого сегмента, то емкость может оказаться и больше миллиарда долларов. И есть другой, растущий рынок мобильных приложений, которые бизнес использует для решения рабочих вопросов как внутри компании, для взаимодействия со своими сотрудниками – это вариант классического мобильного приложения B2B, так и снаружи, для взаимодействия со своими контрагентами (т.н. B2B2C).

 

TAdviser: Мы говорим сегодня, конечно, о взаимодействии с сотрудниками и контрагентами. Какие тенденции на этом сегменте рынка?

Денис Селезнев: Важнейшая тенденция, которая заметна на этом рынке – консьюмеризация мобильных приложений для бизнеса, их стремление стать такими же удобными и красивыми как в сегменте B2C. Раньше мобильные приложения для бизнеса были, в первую очередь, функциональными. Они создавались для решения определенных задач при помощи смартфона: проведение инвентаризации на складе, проверка выкладки товаров на полке в магазине, фиксирование инцидентов в бизнесе территориально-распределенной компании и др. Сейчас происходит переключение на другую парадигму: мобильное приложение для бизнеса должно быть функциональным, удобным и приятным в использовании. Сегодня мобильным приложением не будут пользоваться даже сотрудники компании, если приложение не будет учитывать пользовательский опыт и не иметь красивый и современный дизайн. Красота и современность для B2B-мобильных приложений становятся критичными характеристиками.

 

TAdviser: Какие еще требования к мобильным приложениям, помимо удобства и красоты?

Денис Селезнев: В B2B-сегменте количество мобильных пользователей на несколько порядков меньше, чем в сегменте B2C. Это не миллионы пользователей, а тысячи, десятки и сотни тысяч. Вместе с тем требования пользователей к эффективности работы в мобильных приложениях B2B выше, поэтому функциональность этих приложений должна быть актуальной. Мы должны принимать решение на основании максимально полной информации, видеть всю картину происходящего в компании. И если в мобильном приложении чего-то не хватает или неудобно в работе, то бизнес-пользователь не станет этого терпеть. Он будет решать свой вопрос старым способом, то есть звонить коллегам по телефону, писать электронные письма, использовать Telegram и WhatsApp. И тогда инвестиции в разработку мобильного приложения будут напрасными, а это очень большие суммы. Пример из личного опыта: у одного кандидата на вакансию разработчика мобильного приложения ожидаемый уровень зарплаты за одну неделю вырос с 400 до 500 тыс. руб. Следует помнить и о том, что требуется постоянно дорабатывать мобильное приложение, причем скорость доработки критически важна с точки зрения получения эффекта от вложений. Поэтому нужно выбирать такие инструменты для мобильных приложений, которые будут относительно дешевы, дадут возможность оперативно развивать приложение – добавлять новые сервисы, изменять логику.

 

TAdviser: А какие есть пути создания мобильных приложений для бизнеса?

Денис Селезнев: Рынок разработки мобильных приложений значительно более молодой, чем рынок разработки корпоративного софта, от которого он отстает в развитии примерно на 10 лет. Первый путь: нанять разработчиков, которые будут использовать программные компоненты и технологии, как специфичные для каждой из платформ (iOS и Android), так и кросс-платформенные инструменты. Очевидный недостаток такого варианта в том, что это очень дорого. Второй путь: использование готовых мобильных клиентов, которые сегодня имеются в каждом корпоративном софте. Недостатки: фрагментация ИТ-ландшафта, использование множества приложений для решения схожих задач, ограниченный функционал. И третий путь: использование гибкого конструктора создания мобильных приложений, которые затем нужно будет интегрировать с работающими в компании информационными системами. Один из таких гибких конструкторов – ВРМ-система «Первая Форма».

 

TAdviser: Расскажите о мобильном приложении 1F Mobile. Цель создания? Это нативное приложение? Его основной функционал?

Денис Селезнев: Мы всерьез восприняли тезис mobile first, предполагающий, что сервисы и решения необходимо разрабатывать в первую очередь для мобильных устройств. Но мы его переосмыслили: нам неважно, где именно работает потребитель с нашим ПО, на компьютере или на мобильном устройстве. Наше мобильное приложение 1F Mobile – нативная разработка под iOS и Android, полнофункциональный инструмент для работы с информационными системами посредством мобильного устройства. В этом приложении можно делать все, что можно делать в web-решении, а многие вещи даже удобнее. Например, можно сфотографировать документ и сразу распознать его, при этом документ будет снабжен гео-меткой, его можно подписать электронной подписью. После этого документ можно отправить на согласование всем заинтересованным сотрудникам — и тем, кто в офисе сидит за десктопами, и тем, кто работает с мобильных устройств. Процесс согласования может завершиться расчетами с поставщиком за некий товар или выставлением клиенту коммерческого предложения. Мы сумели разработать очень гибкое мобильное решение. Новые процессы, визуальные формы, логика, доработки имеющихся процессов — все это делается при помощи настроек. И выполняет эти настройки не разработчик, чей труд очень дорог, а бизнес-аналитик, расставляющий галочки в соответствующем интерфейсе. В отличие от многих других участников этого рынка мы смогли сделать low-no-code-мобильное приложение.

 

TAdviser: Какой новый функционал появился в прошлом году?

Денис Селезнев: В 2021 году мы переосмыслили дизайн наших мобильных приложений, двинулись в сторону конструктора сервисов. В 1F Mobile возможно легко и быстро настроить набор HR-сервисов для сотрудника большой компании, который понимает, что компания о нем заботится и предоставляет ему возможности для решения широкого круга задач. Например, для заказа справок из различных подразделений компании, просмотра листка с расчетом зарплаты, для участия во внутренних, корпоративных инициативах по приобретению новых навыков, для обсуждения с коллегами задач развития. Важный момент — понимание сотрудником того, какие KPI ему необходимо выполнить, чтобы повысилась его материальная мотивация или чтобы он смог продвинуться по карьерной лестнице. Полезными являются сервисы для ознакомления с обучающими материалами для успешной сдачи внутреннего сертификационного экзамена. Или получение напоминаний о тех задачах, которые сотрудник должен выполнить сегодня.

 

TAdviser: Это целая HR-экосистема…

Денис Селезнев: Да, это большая HR-история, которую мы изучаем на примере крупных игроков рынка экосистем, а затем воплощаем. HR-экосистема нужна компаниям, чтобы повысить вовлеченность сотрудников, поднять коэффициент удержания. Чтобы сотруднику было удобно рекомендовать на вакантные места в компании коллегу, с которым он раньше работал. Аналогично мы выстраиваем каталог сервисов и удобные способы их потребления для контрагентов компании. Например, для арендаторов большого комплекса недвижимости или для контрагентов, которые обращаются к нам за сервисом по промышленному оборудованию.

 

TAdviser: Какие конкурентные преимущества у 1F Mobile перед аналогичными продуктами?

Денис Селезнев: Во-первых, мы хотим максимального удобства для конечного пользователя. Чтобы чаты были такими же удобными как в WhatsApp и Telegram, а видеоконференции — такими же функциональными и качественными как в Zoom. Мы хотим такого высокого уровня удобства при работе с документами на мобильном устройстве, которого пока нет на рынке. И мы, действительно, достигаем этой цели, если сравнивать наши результаты с достижениями конкурентов. Мы постоянно думаем о потребителе, о том, чтобы работать с нашим мобильным приложением было удобно и комфортно. Второй момент – это полный функционал, без ограничений и отрезанных кусков. Мы ставим перед собой задачу отвязать человека от десктопа и рабочего стола. И третье преимущество 1F Mobile состоит в том, что очень многие мобильные приложения работают с централизованными облачными серверами, и клиенту приходится доверять потоки информации, в том числе конфиденциальной, публичным облачным сервисам. Наш клиент волен выбирать, с какими серверами будет работать его мобильное приложение. Отмечу, что большинство наших заказчиков используют собственные частные облака, с которыми взаимодействует мобильное приложение.

 

TAdviser: Как обеспечивается безопасность самого мобильного приложения 1F Mobile?

Денис Селезнев: Весь программный код «Первой Формы», включая 1F Mobile, регулярно проходит проверки специализированными компаниями на соблюдение стандартов информационной безопасности — на отсутствие закладок, недокументированных возможностей и так далее. Мы следуем общепринятым практикам разработки безопасного ПО.

 

TAdviser: Как обеспечивается Ваше мобильное приложение может быть использовано для подписи документа любым видом ЭЦП?

Денис Селезнев: В 1F Mobile есть возможность подписи документов при помощи ЭЦП. Это может быть простая и усиленная неквалифицированная, и усиленная квалифицированная электронная подпись, в зависимости от конкретной инсталляции. Мы работаем с поставщиками подобных сервисов и технологий.

 

TAdviser: В относительно недавние времена мобильные приложения были привилегией руководства компаний, сегодня это не так. Остались различия между мобильными приложениями для топ-менеджмента и рядового состава? Есть ли потребность на рынке в таких специализированных решениях?

Денис Селезнев: Действительно, в свое время был бум по разработке подобных приложений — приборная доска или рабочий стол руководителя, на их разработку были потрачены большие бюджеты. И тогда эти инструменты помогали топ-менеджерам работать комфортнее. Сегодня мы считаем, что технологии стали более зрелыми, подобных результатов можно достигать не только для руководителя, но и для более широкого круга пользователей. Это не так дорого и сложно, как было раньше.

 

TAdviser: То есть принципиальных различий между мобильными приложениями для руководства коммерческих структур и для рядовых бизнес-пользователей не осталось? Различия только в функциональных настройках конкретных инсталляций?

Денис Селезнев: Для подавляющего большинства компаний это верно, хотя, как и в любых правилах есть исключения.

 

TAdviser: Насколько успешно развивается направление 1F Mobile в целом?

Денис Селезнев: Направление разработки мобильного приложения развивается успешно. Любой наш проект подразумевает развертывание мобильных рабочих мест – других проектов сегодня не бывает. В 2021 году мы запустили в продуктивную эксплуатацию более 30-ти подобных решений.

 

TAdviser: Планы по развитию функционала, дизайна мобильного приложения?

Денис Селезнев: Мы постоянно берем лучшее от лучших — это наше кредо. Мы отслеживаем механики, набирающие популярность на рынке в B2C-сегменте, и привносим их в корпоративный мир. Например, сейчас все большее распространение имеют видео-решения: видео-резюме, видео- и аудио-сообщения. Мы очень внимательно смотрим за тенденциями и привлекаем пользователей в мобильное приложение не только бизнес-результатами, которых они достигают с их помощью, но и удовольствием, которое они получают от самого процесса работы в приложении. Вы какое приложение открываете на своем мобильном утром?

 

TAdviser: Проверяю почту…

Денис Селезнев: А я открываю 1F Mobile, смотрю, какие в календаре назначены встречи, какие документы нужно согласовать и тут же их согласовываю, вижу список задач на сегодня, читаю подсказки роботов о значимых для меня показателях бизнес-процессов. Например, по плану продаж или скорости выполнения задач по разработке в спринте, наличие отклонений в ходе того или иного проекта. И все это в мобильном приложении, буквально за три минуты, пока еще не успел налить первую чашку кофе. И в этом наша основная задача: постоянно доставлять клиенту ту функциональность мобильного приложения, в комфортности которой мы убедились на собственном опыте, развивать у заказчиков подобные решения, чтобы им было так же удобно, как и нам. Бизнесу нужны комфортные, красивые и функциональные мобильные приложения.